Залиште заявку і ми зв'яжемось з вами

«Нельзя» – как отказывать ребенку правильно?

С того момента, как малыш научился уверенно ползать или ходить перед ним открываются новые горизонты исследования и возможность изучать не только игрушки, а вещи которые попались на глаза и можно достать. Именно в это время происходит разграничение того, что «можно» и что «нельзя». Как правильно отказывать ребенку?

КОГДА И КАК РЕБЕНКУ СКАЗАТЬ, ЧТО НЕЛЬЗЯ

Поводов сказать нельзя ребенку может быть много – дома, на улице или в магазине. Конечно, всегда легче просто запретить, чем тратить время на доступные и убедительные для крохи объяснения, почему нельзя.

На самом же деле запрет может касаться только того, что опасно для жизни или здоровья малыша.

Безусловно, дома опасны открытые окна и москитные сетки на них; чистящие и моющие химические средства, оставленные без присмотра; ножи, иголки, ножницы; мелкие предметы, которые могут попасть в ухо, рот или нос малыша; медикаменты, острые углы мебели и высокие полки – все это требует запрета или объяснения правил пользования, в зависимости от возраста ребенка.

КАК СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ «НЕЛЬЗЯ» ДО ГОДА

В таком юном возрасте малыш должен находиться либо всегда в поле вашего зрения, либо вы максимально должны обезопасить пространство, которое он может изучать, – убрать опасные вещи, которые могут его заинтересовать.

Индивидуальное кормление малыша в год обусловливает избранность меню. Как сказать «нельзя» ребенку в год о продуктах питания не из его меню, которые он хочет попробовать? Решение нужно принимать в каждом отдельном случае. Возможно ли дать попробовать или это вредно для малыша и дегустация вообще невозможна. Придерживаясь здравого смысла и соблюдая правила запретов, всегда можно объяснить, что это взрослая еда или она горькая, острая, горячая, невкусная, описывая возможные последствия для ребенка от ее употребления. Как вариант, можно не есть при малыше запретные для него продукты, чтобы не провоцировать, не испытывать его терпение и не огорчать.

КАК СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ «НЕЛЬЗЯ» В 2 ГОДА

Малыш в два года хорошо понимает речь родителей и сам неплохо высказывается. Нужно объяснять крохе, что можно, а что нельзя и обязательно обосновывать это.

Беспорно, самый лучший способ объяснения – это дать попробовать то, что он просит (если это безопасно), чтобы он сам сделал вывод и запомнил его.

Этот вариант действенный, но не всегда возможен. Поэтому нужно набраться терпения и доступно объяснять причину запрета и вовремя предложить замену любимой едой.

НА ПРОГУЛКЕ: КАК СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ

Прогуливаясь с малышом, описывайте все,что окружает вас с ним, даже, когда он сам еще не может быть полноценным собеседником. Пассивный словарный запас со временем станем активным, а рассказанное вами отложиться у него в памяти. Например, как нужно дорогу переходить, как одеваться по погоде, где поиграть, а где не стоит.

Ваше общение с ребенком как с равным, внимание и уважение будут способствовать восприятию информации, как полезной и нужной, а не как свод запретов.

Всего не расскажешь сразу, да и ситуации будут возникать новые, требующие пояснения, почему нельзя. Всегда нужно быть последовательными в своих решениях, убедительными и спокойными.

КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗЫВАТЬ В ПОКУПКЕ ИГРУШКИ

Отдел с детскими игрушками всегда полон посетителями. Купить игрушку – порадовать малыша. Но не всегда это может быть удобно по времени, финансово посильно и оправдано в плане качества товара. Зная своего ребенка, действуйте по обстоятельствам, продумывайте варианты как отказывать ребенку при покупке игрушек. Можно договориться заранее за чем вы идете в магазин, что планируете купить и придерживаться общего решения. Если не планируете покупку сегодня, возьмите с собой любимую игрушку малыша, чтобы познакомить ее с новым друзьями. Переключайте внимание, предлагайте выбор одного из двух предметов, советуйтесь со своим экспертом. Такой подход поможет расширить малышу способы познания окружающего, а уважительное отношение к его выбору укрепит вашу связь – доверие и взаимопонимание.

КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ В ПОКУПКЕ

Если ребенок просит что-то купить, а вы не планировали покупать это или ему это нельзя, предложите альтернативный вариант. Обоснуйте отказ доступно, вежливо и безапелляционно.

ЗАПРЕТ ИЛИ ОБОСНОВАННЫЙ ЗАПРЕТ – ВЫБОР ВЗРОСЛОГО

Познание ребенком мира должно происходить естественно и безопасно, поэтому запреты должны касаться только того, что несет опасность для жизни и здоровья. Бывает, что обстоятельства складываются так, что, за неимением времени, приходиться запретить ребенку то, что можно сделать только вместе. В таком случае нужно задуматься, как правильно сказать ребенку, что нельзя, и обязательно проговорить причину: мы спешим и это важно, а в следующий раз мы обязательно туда пойдем, посмотрим, купим и т.д. Находите время и слова объяснить малышу происходящее, последовательно выполнять обещанное, тогда в следующий раз легко обойдетесь без запретов и отказов.

Многочисленные запреты только будут ограничивать свободу малыша и естественное желание к познанию мира, воспитывая безынициативность.

А спокойное разъяснение причины отказа, доступными для него словами, будет намного эффективнее:

  • малыш будет чувствовать вашу заботу и внимание к его вопросу и потребности;
  • это постоянное поддержание контакта с ребенком;
  • малыш слушает, понимает и доверяет вам, а значит, одного убедительного и спокойного объяснения должно быть достаточно, чтобы вопрос или действие не повторялись;
  • вы не загоните его в рамки безынициативности, что позволит ему и дальше активно и с интересом познавать мир;
  • понимая после таких объяснений, что бывает горячо, холодно, горько или больно, малыш перед неведомым в следующий раз спросит у вас совета, так как доверяет и не боится агрессивного крика в ответ.

КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ «НЕЛЬЗЯ»?

Есть определенные правила, как сказать ребенку нельзя, чтобы он понял. Их нужно знать и придерживаться:

  • запреты должны касаться только опасных для здоровья и жизни малыша вещей;
  • говорить нельзя нужно спокойно и уверенно, не давая ребенку повода думать, что возможен другой вариант;
  • интонация должна быть доброжелательной и располагающей, чтобы информация воспринималась, как обычная, которую малыш ранее просто не знал;
  • в запретах нужно быть последовательными: если сегодня вы это запретили, то завтра это тоже нельзя и наоборот, что можно сегодня, нельзя запрещать завтра;
  • обязательно обоснуйте запрет и говорите правду, подбирая слова понятные ребенку;
  • не решайте проблему в спешке, остановитесь или выделите время на это уже дома;
  • говорите с ребенком на его уровне, глядя в глаза, наладив контакт, выбирайте понятные для него слова;
  • не уступайте, если возникла истерика, будьте добры, но настойчивы;
  • родители должны быть единогласны в решении вопроса и придерживаться одного мнения в запретах, что не даст возможности малышу манипулировать ситуацией.
Гармоничные отношения в семье – любовь и уважение, поддержка и понимание, – гарантия полноценного развития ребенка, его уверенной адаптации к социуму и взаимодействию в семье. Спокойная атмосфера, забота, внимание, помощь и участие в жизни малыша дают ему ощущение уверенности и защищенности. В таких условиях родители не задаются вопросом, как научится отказывать ребенку, ребенок доверяет родителям, он прислушивается к их мнению, спрашивает и вместе со взрослыми безопасно познает мир.

Время, которое обязательно нужно посвятить маленькому ребенку, – бесценно. Родители запомнят моменты взросления, как самые счастливые и яркие, а для малыша – это уверенный старт в счастливое будущее с надежным оплотом.