Залиште заявку і ми зв'яжемось з вами

Кризисные периоды у дошкольников

Счастливая семья, в которой царит мир, понимание и любовь – цель многих семейных пар. Научившись взаимодействовать между собой, папе с мамой предстоит научиться взаимодействовать и с ребенком. Появившийся в семье малыш меняет семейный уклад и привычки. Перемены в жизни постоянны, что и делает нашу жизнь насыщенной и яркой. Малыш растет, взрослеет, становится самостоятельнее – это естественный процесс развития. Переход на новый этап взросления часто сопровождается кризисом. Кризис взросления – это естественный переломный момент в течение психического развития ребенка.

Для детей дошкольного возраста (от рождения и до 7 лет)
выделяют три кризисных этапа –
кризис 1 года (от 9 месяцев до 1,5 лет);
кризис 3 лет (от 2,5 до 3,5 лет);
кризис 7 лет (6 – 7 лет).


КРИЗИС 1 ГОДА

Кризис, который проявляется в возрасте от девяти месяцев до полутора лет, является в основном следствием увеличения физических возможностей ребенка:

  • начинает ходить, появляется возможность и желание исследовать пространство вокруг;
  • стремится к самостоятельности – сам кушает, умывается, чистит зубы, одевается и обувается;
  • подражает взрослым, становится более осознанным;
  • увеличивается словарный запас, появляется связная детская речь, понятна узкому кругу людей.
Проявления кризиса. Малыш чувствует силы и новые возможности в себе, что подталкивает его к попыткам быть самостоятельным. Такая самостоятельность радует родителей и часто вознаграждается похвалой. Но стоит понимать, что желание быть самостоятельным и действительно им быть – это разные вещи. Не все получается с первого раза, как хотелось бы. Да и просто не все получается – нужна постоянная практика.

Реакцией ребенка на неудачу в выполнении новых заданий могут быть слезы, истерики, капризы, топанье ногами, бросание игрушек, даже кусание. Такое поведение не осознается ребенком, оно ситуативно. Его причинами также могут быть непонимание родителями его поступков или же их частые запреты.
Противоречивое поведение малыша очень характерно для этого возраста. В один момент он переполнен желанием что-то делать сам и рад этому, а в другой – он огорчен из-за неудавшейся попытки быть самостоятельным. Он хочет познавать мир сам, но тут же демонстрирует привязанность к маме или близким людям, без которых ему еще тяжело.

Советы для родителей.

  1. Соблюдайте спокойствие и проявляйте уважение к решению или поступкам ребенка. Дайте возможность, к примеру, самому подняться по ступенькам, подстрахуйте, если волнуетесь; разрешите самому обуться, помогите, если не выходит, объясните, что делает не так, подскажите, как правильно. Обязательно похвалите за самостоятельность.
  2. Нежелательные проявления в поведении можно убрать, давая ребенку другой пример для подражания. Помните, ребенок копирует поведение взрослых, а ваша спокойная реакция и уважительная терпеливость в объяснениях – достойный пример для подражания.
  3. Будьте терпимы к любознательности ребенка и мудры в помощи. Самое простое решение в этот период – запрет – ограничение свободы действий малыша. Но исследуя квартиру, содержимое ящиков и полок, он познает мир. Множество запретов в этот период – это ограничение природного желания познавать. Познакомьтесь вместе с малышом с опасными предметами: ящиками со столовыми приборами, розетками, окнами, объяснив причины ограничений. Учите малыша думать и понимать последствия своих действий. Запреты должны быть обоснованными и понятными. И потерпите со всем остальным – ящиками с одеждой, книжными полками, обувью – через некоторое время они будут изучены и перестанут интересовать ребенка.

КРИЗИС 3 ЛЕТ

Ребенок в возрасте 2,5 – 3,5 лет переживает очередной кризис, для которого характерно преобладание психологического взросления:

  • у малыша появляется собственное Я;
  • он переосмысливает свое место в семье и начинает строить отношения по-новому;
  • малыш пытается взаимодействовать вне семьи, общаясь с другими детьми и взрослыми.
Проявления кризиса. Ребенок осторожничает во всем, недоволен, так как ко всему начинает присматриваться иначе, оценивающе. Ему нужно время, чтобы принять решение. Проявляя негатив и недовольство, капризничая, ребенок требует себе время, чтобы подумать, оценить и принять решение.
Это период упрямства – ребенок имеет свое мнение и настаивает на нем. Проявляя настойчивость, он хочет, чтобы с его мнением считались.

Пытаясь занять новые позиции, строя отношения по-взрослому, ребенок может проявлять эгоизм и своеволие: делать все нужно только для него, отвечать только ему, играть только так, как он хочет или придумал.
Обесцениваются старые привязанности и правила поведения, пересматриваются предпочтения в игрушках, происходят изменения во взаимоотношениях в семье.

Советы для родителей.

  1. Общаясь с ребенком, относитесь к нему как к равному. Просите разрешение, когда берете его вещи, интересуйтесь его мнением, советуйтесь, решая вопросы, связанные непосредственно с ним.
  2. Предоставьте ребенку свободу выбора даже в просьбах к нему. Вместо «Иди чистить зубы» или «Убери свои игрушки» проговорите: «Не пора ли чистить зубы?» и «Когда ты планируешь убрать свои игрушки?».
  3. Не усердствуйте с запретами. Их должно быть мало, но они должны быть обоснованными и неизменными. Запретив что-то, придерживайтесь своей позиции.
  4. Будьте терпеливы, не ожидайте, что ребенок сразу с вами согласиться в спорной ситуации. Изложите свои доводы, объясните плюсы и минусы, расскажите о возможных последствиях и предоставьте ему время на принятие решения.
  5. Не пытайтесь воспитывать ребенка или доказывать что-то, ели у него началась истерика. Он вас не услышит, а вы не достигните желаемого результата. Дождитесь, когда он успокоиться, и поговорите с ним о случившемся, объясняя что было не так и почему так делать не стоит.
  6. Давайте возможность успокоиться ребенку, если случилась истерика, после чего спокойно объясняйте его ощущения и их причины, подсказывайте возможные варианты выхода из сложных ситуаций. Ведь это мудрый путь взросления.

КРИЗИС 7 ЛЕТ

Для кризиса 6–7 лет характерно и физическое и психологическое взросление. Такой кризис можно считать очередной кривой на дороге детского становления как личности, и именно он завершает один, более детский и эмоциональный характер, более ранний возраст, и начинает период психологического взросления, другой, более приближенный к взрослому, образ мышления и желаний:

  • ребенок начинает мыслить понятиями;
  • игровая деятельность переходит в учебную;
  • происходит внутреннее становление личности;
  • появляется самостоятельные рассуждения и принятие на их основе решений.
Проявления кризиса. Ребенок может проявлять непослушание: отказываться выполнять привычные для него действия – чистить зубы или читать.
Появляется хитрость: понимая слабые и сильные стороны людей, он с легкостью может использовать это, чтобы получить желаемое.
Постоянные возражения с целью и без цели. Отстаивание своего мнения или желания вплоть до ссоры.
Требовательность во всем. Напоминание о обещанных покупках или запланированных поездках. Требование проводить больше времени вместе и общаться.

Советы для родителей.

  1. Разрешите ребенку принимать решения самостоятельно. Только понимая последствия своих решений, ребенок научится быть ответственным и повзрослеет.
  2. Будьте тактичны, если ребенок обратился к вам за помощью или советом. Выслушайте его, проявляя участие. Высказывая свое мнение, предложите вместе порассуждать над возможными вариантами развития событий и следовательно выбором наиболее желаемого результата.
  3. Хвалите малыша за рассуждения, самостоятельность в принятии решения и доведение начатого до положительного результата. Поделитесь с ним своей радостью: вы рады, что он серьезно задумываться над важными вопросами.
  4. Будьте разумны в запретах и последовательны в их выполнении. Родители должны придерживаться одного мнения и одной позиции, что позволит нейтрализовать хитрость и научит считаться с запретом.
  5. Будьте терпимы, проявляйте спокойствие и сдержанность, что будет хорошим примером взрослого поведения и образцом для подражания.
  6. Говорите больше с ребенком, находите время поделиться с ним своими новостями, расспросите, о чем он думает, о событиях дня, об играх с друзьями. Находите новые точки соприкосновения в общении со взрослеющим ребенком.
Правильное поведение родителей в кризисные периоды развития поможет ребенку быстрее преодолеть все трудности и стать взрослее. Вникая в причины проблемных ситуаций, родители смогут не только понять свое чадо, но и подсказать, научить, поддержать, помочь найти выход. Любой период, даже кризисный, – это наша жизнь, каждый день которой неповторим. Учите детей и учитесь вместе с ними быть счастливыми.