Залиште заявку і ми зв'яжемось з вами

Формирование речи ребенка – от рождения до 7 лет

В первые годы жизни ребенок осваивает огромный объем информации. Навыки, приобретаемые в эти годы, позволяют стать полноценным индивидуумом и адаптироваться к социальной среде. Один из основных навыков – речь. «Самая большая на земле роскошь – это роскошь человеческого общения», – писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Именно благодаря правильной речи формируется успешное общение,
что является не только роскошью, но и залогом развития всех личностных качеств человека.


Существуют ориентировочные нормы речевых навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту. Если этого не произошло, стоит понаблюдать за ребенком и попробовать помочь ему самостоятельно – выговориться в произношении звука, который не получается правильно, или пополнить словарный запас. Если такие усилия не дадут результатов, нужно обратиться к специалисту.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

1 год. Ребенок произносит простые слоги в виде лепетания, первые слова, понимает речь взрослых и выполняет просьбы (покажи, где собачка на картинке) и действия (принеси свою чашечку).
2 года. Ребенок говорит простыми предложениями из 2–5 слов, в которых присутствуют предлоги. Отвечает на вопросы и может задавать их самостоятельно. Осознанно стремиться поддержать разговор.
3 года. В речи малыша появляются сложноподчиненные предложения. Вопросы становятся разнообразными – на определение места, времени, причины, цели происходящего. Рассказы становятся длиннее, благодаря логично связанными между собой предложениями. В этом возрасте ребенок знает название цветов и фигур, активно употребляет их в своей речи. Словарный запас не менее 500 слов.
4 года. Звукопроизношение ребенка формируется к 4 годам, что позволяет ему выговаривать весь имеющийся словарный запас. Новые слова, даже сложные, малыш впитывает как губка, разучивает стихотворения и песенки. В таком возрасте речь малыша становится понятной не только близким людям, а и посторонним, которые теперь тоже смогут умиляться прозорливости и глубокомыслии нового поколения.
5–6 лет. В этом возрасте все звуки ребенок выговаривает правильно, все слоги произносит четко, не пропуская и не заменяя их, словарный запас увеличивается с каждым днем. Грамматические нормы речи тоже освоены – слова согласованы в предложениях, правильные падежные окончания. Малыш с легкостью пересказывает события прошедшего дня, составляет сюжетный рассказа по картинке, выражает свое мнение или пожелание.
7–8 лет. Чтение и письмо – новые навыки, связанные с речью, которые постигает ребенок, будучи школьником. Списывание должно быть правильным, без пропусков и замены букв, а чтение в этом возрасте становится уже беглым.

К КАКОМУ ВРАЧУ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

Для начала нужно обратиться за помощью к вашему педиатру, если он сам ещё не посоветовал консультацию у узкого специалиста. Причины несоответствия речи ребенка ориентировочным нормам могут быть разными, от этого и зависит к какому врачу обращаться:

  • нарушение слуха у ребенка – не избежать визита к ЛОРу. Это может быть банальная серная пробка, которая элементарно устраняется, а может быть и более серьезная причина. Ребенок с нарушением слуха не слышит слова или слышит их неправильно, что затрудняет правильное их произношение;
  • короткая уздечка языка – повод посетить стоматолога. Такая особенность может быть врожденный или наследственной, ее можно устранить в обоих случаях. Такая уздечка мешает нужной подвижности языка для произношения звуков – «р», «л», «ш», «ж»;
  • заикание или тревожность во время речи – справиться с этим поможет психолог. Заикание – это нарушение в плавности и ритмичности речи, может выражаться в повторении слогов или слов, повышении интонации и судорожном сокращении мышц речевого аппарата;
  • любое нарушение речи – вам к логопеду. Именно логопед поможет разобраться в причинах и поможет их устранить.

Если физиологических показаний к нарушению речи нет, то занятия с логопедом будут направлены на правильную постановку артикуляционной базы.

Для выговаривания каждого звука органы речевого аппарата подстраиваются,
а если это не происходит, то и звук не получается.

РАБОТА ЛОГОПЕДА

Звуки для произношения бывают легкими и сложными. К примеру, «н», «м», «п» произносятся сразу и правильно. А вот шипящие – «ж», «ч», «щ», «ш», свистящие – «з», «с» и рычащий «р» могут вызвать сложности в произношении. Если вы заметили у ребенка такие сложности, поправьте его, но не одергивайте его методично, а старайтесь заинтересовать, слово произнести «красиво». В игровой форме попросите его произносить слоги или слова с этим звуком. Подберите слова так, чтобы звук, вызывающий сложности, стоял в разных позициях в слове – в начале слова, в конце слога и слова, после или перед гласной. Например:

Буква Р – Рычательная,
ПРосто замечательная.
С этой буквой тРели
Любят свиРистели.

Такие легкие четверостишия легко найти или придумать самим. Выучив их, вы можете периодически повторять с ребенком, акцентируя его внимание на правильности произношения. Просите его со временем рассказать стихотворения самостоятельно друзьям, бабушкам и дедушкам, и с каждым разом у него будет получаться лучше и четче. Не расстраивайтесь, если сразу нет позитивных изменений. Это кропотливая работа, которая требует времени, терпения и старания.
Если подобные упражнения не помогают, то стоит обратиться к логопеду, который укажет вам на ошибки в артикуляции и сам подберет вам упражнения по устранению дефектов речи. Далее вы выбираете путь развития ситуации. Можете посещать логопеда и заниматься с ним регулярно до полного устранения неправильного произношения звуков, или же по выбранной программе ежедневно заниматься самостоятельно дома и ходить на проверку к специалисту.
Каждое занятие важно сопровождать гимнастикой для языка:

  • «Солнышко» – делаем круговые вращения языком во внешней стороне передних зубов;
  • «Чистим зубки» – широко открыв рот, проводим языком словно чистим зубы;
  • «Дудочка» – сильно вытянув губы вперед поем: «ту-ту-ту», «ду-ду-ду»;
  • «Пузырь» – надуваем щеки и сдуваем их, нажимая пальчиками с обеих сторон или хлопаем по щекам – лопаем пузырь.
Такая гимнастика укрепляет мышцы языка, что само по себе способствует развитию речи.
Читайте ребенку, выбирая книгу сказок или энциклопедию для его возраста. Требование одно – книга должна быть интересной и познавательной. Новые слова будут расширять словарный запас и обогащать мировоззрение ребенка. Просите его пересказать прочитанное, объяснить, как он понял и что видит на картинке. Общайтесь, задавая вопросы, и проявляйте интерес, отвечая на его.

Целенаправленная работа по развитию речи с ребенком дошкольного возраста
не только поможет устранить неточности речи,
но и будет способствовать успеху в ораторском искусстве.


А главное – это общение, время проведенное вместе, которое будет только вашим.
Умиление родителей своими детьми должно иметь разумные границы, и когда малыш шепелявит, картавит или не произносит звук «р», испытывает сложности при ответах на вопросы или рассказе о прошедшем дне, это должно насторожить и послужить сигналом к оказанию помощи.

Чем раньше дефекты речи будут устранены,
тем быстрее и успешнее ребенок войдет в коллектив детского сада или школы.