Звуки для произношения бывают легкими и сложными. К примеру, «н», «м», «п» произносятся сразу и правильно. А вот шипящие – «ж», «ч», «щ», «ш», свистящие – «з», «с» и рычащий «р» могут вызвать сложности в произношении. Если вы заметили у ребенка такие сложности, поправьте его, но не одергивайте его методично, а старайтесь заинтересовать, слово произнести «красиво». В игровой форме попросите его произносить слоги или слова с этим звуком. Подберите слова так, чтобы звук, вызывающий сложности, стоял в разных позициях в слове – в начале слова, в конце слога и слова, после или перед гласной. Например:
Буква Р – Рычательная,ПРосто замечательная.С этой буквой тРелиЛюбят свиРистели. Такие легкие четверостишия легко найти или придумать самим. Выучив их, вы можете периодически повторять с ребенком, акцентируя его внимание на правильности произношения. Просите его со временем рассказать стихотворения самостоятельно друзьям, бабушкам и дедушкам, и с каждым разом у него будет получаться лучше и четче. Не расстраивайтесь, если сразу нет позитивных изменений. Это кропотливая работа, которая требует времени, терпения и старания.
Если подобные упражнения не помогают, то стоит обратиться к логопеду, который укажет вам на ошибки в артикуляции и сам подберет вам упражнения по устранению дефектов речи. Далее вы выбираете путь развития ситуации. Можете посещать логопеда и заниматься с ним регулярно до полного устранения неправильного произношения звуков, или же по выбранной программе ежедневно заниматься самостоятельно дома и ходить на проверку к специалисту.
Каждое занятие важно сопровождать гимнастикой для языка:
- «Солнышко» – делаем круговые вращения языком во внешней стороне передних зубов;
- «Чистим зубки» – широко открыв рот, проводим языком словно чистим зубы;
- «Дудочка» – сильно вытянув губы вперед поем: «ту-ту-ту», «ду-ду-ду»;
- «Пузырь» – надуваем щеки и сдуваем их, нажимая пальчиками с обеих сторон или хлопаем по щекам – лопаем пузырь.
Такая гимнастика укрепляет мышцы языка, что само по себе способствует развитию речи.
Читайте ребенку, выбирая книгу сказок или энциклопедию для его возраста. Требование одно – книга должна быть интересной и познавательной. Новые слова будут расширять словарный запас и обогащать мировоззрение ребенка. Просите его пересказать прочитанное, объяснить, как он понял и что видит на картинке. Общайтесь, задавая вопросы, и проявляйте интерес, отвечая на его.
Целенаправленная работа по развитию речи с ребенком дошкольного возраста
не только поможет устранить неточности речи,
но и будет способствовать успеху в ораторском искусстве. А главное – это общение, время проведенное вместе, которое будет только вашим.
Умиление родителей своими детьми должно иметь разумные границы, и когда малыш шепелявит, картавит или не произносит звук «р», испытывает сложности при ответах на вопросы или рассказе о прошедшем дне, это должно насторожить и послужить сигналом к оказанию помощи.
Чем раньше дефекты речи будут устранены,
тем быстрее и успешнее ребенок войдет в коллектив детского сада или школы.